28 апреля 2021 г. состоялось заседание Американского семинара МАЭ, ИЭА и СПбИИ РАН: Ритуальная имперсонация божеств у майя в классический период (III-IX вв. н.э.)

28 апреля 2021 г. состоялось заседание Американского семинара МАЭ, ИЭА и СПбИИ РАН, на котором с докладом «Ритуальная имперсонация божеств у майя в классический период (III-IX вв. н.э.)» выступил Никита Константинович Белобородов, аспирант кафедры истории древнего мира Исторического факультета МГУ им М. В. Ломоносова.

Ритуальная имперсонация (перевоплощение в божество, предка или другого человека) – важная особенность религий и ритуальных традиций в Мезоамерике, которая до сих пор является важным элементом ритуальных практик в некоторых индейских обществах Юга Северной Америки. Применительно к доколумбовым культурам Мезоамерики, ритуальная имперсонация понимается как акт такого взаимодействия со сверхъестественным существом, при котором человек в определенном смысле сам становится этим существом, выступает его воплощением. Широкое распространение ритуальная имперсонация божеств и предков получила в классической культуре майя, что можно наблюдать на широком материале письменных и изобразительных источников. Особенно важную роль она играла в ритуальной жизни царей и другой знати, являясь заметным элементом идеологии власти, основанной на представлениях о тесной связи знати с богами и предками.

В докладе планируется затронуть следующие вопросы:
— Место имперсонации в ритуальных практиках классических майя (III-IX вв. н. э.);
— Способы репрезентации имперсонации божеств в текстах и изображениях на монументах и сосудах;
— Религиозно-мифологический аспект имперсонации: отдельные божества и контексты их имперсонации;
— Имперсонация божеств и идеология власти.

Ritual impersonation (of a deity, an ancestor or another human being) is an important feature of Mesoamerican religion and ritual traditions, which still exists in some Indian communities in the South of North America. Speaking about the pre-Columbian Mesoamerican cultures, ritual impersonation is understood as an act of such interaction with a supernatural being, in which a person, in a certain sense, himself becomes this being, acting as its embodiment. The impersonation of deities and ancestors was widespread in the Classic Maya culture, which is evidenced by both texts and imagery. It played an especially important role in the ritual life of kings and other elites, being a noticeable element of the ideology of power, based on the idea of a close relationship between the elite and the gods.

The talk is planned to touch upon the following issues:
— The role of impersonation in ritual practices among the Classic Maya (3rd to 9th centuries AD);
— Ways of representation of the impersonation of deities in hieroglyphic texts and images on monuments and vessels;
— Religious and mythological aspect of impersonation: certain deities and contexts of their impersonation;
— Impersonation of deities and the ideology of power.