29 мая 2020 г. состоится онлайн-заседание Американского семинара МАЭ, ИЭА и СПбИИ РАН: Пуритане колониальной Америки: разновидности течений пуританства

Образцовый учёный-конгрегационалист: Инкрис Мэзер (Mather, Increase 1639–1723) – президент Гарвардского колледжа в 1685–1701 гг. Добился прекращения «охоты на ведьм» в Сейлеме (1692–1693); правда, к тому моменту было казнено уже 19 человек

29 мая 2020 г. в 19:00 состоится онлайн-заседание Американского семинара МАЭ, ИЭА и СПбИИ РАН. С докладом «Пуритане колониальной Америки: разновидности течений пуританства» выступит Сергей Исаев, кандидат исторических наук, заведующий Отделом всеобщей истории Санкт-Петербургского Института истории РАН.

«Пуританами» – от лат. purus – чистый – в Англии 1560-х гг стали называть тех служителей и членов Церкви Англии, кто придерживался кальвинистского богословия и считал необходимым «очистить» Церковь Англии от того, что они считали остатками римского католичества. Под «очищением» понималась отмена епископального строя, отказ от использования в церкви каких бы то ни было изображений и роскошных облачений. В литургии, при сохранении таинств, центральное место должна была занять проповедь – догматически строго кальвинистская и с выраженными этическими акцентами. Пуритане в 1620-х гг. установили контроль над парламентом Англии, а во время революции 1640-х гг. ненадолго также над церковью и страной.

Пуритане составляли преобладающее большинство среди первых поселенцев колоний Новой Англии: Нового Плимута, Массачусетса, Коннектикута и Нью-Хэйвена. Казалось бы, успехи Долгого парламента в борьбе с королём Карлом I должны были их радовать. Но на самом деле американские пуритане готовились в 1647–1648 гг. к вооружённому отпору англо-шотландским пуританам, если бы те попытались навязать Америке свою модель церковного устройства.

Дело в том, что пуританство было очень неоднородно. Все пуритане считали очень важным вопрос о правильном – «библейском» – церковном устройстве, но отвечали на него по-разному. Преобладающим в Америке был взгляд, что церковь должна представлять собой «горизонтальный» или «сетевой» союз конгрегаций, без какой бы то ни было властной вертикали (конгрегационализм). Преобладающим в Шотландии – взгляд, что церковь одного государства должна представлять собой единую централизованную организацию во главе с коллегиальным органом, члены которого избираются служителями при участии мирян (пресвитерианство). «Отцы-пилигримы» Нового Плимута представляли специфическую сектантскую разновидность конгрегационализма, за которой закрепилось наименование сепаратизм. Захват англичанами Новых Нидерландов (1664, окончательно в 1674 г.), которые были превращены в колонию Нью-Йорк, включил в единое в Новой Англией религиозное пространство голландских реформатов. Их не принято причислять к пуританам, хотя придерживались они той же, что и все пуритане, кальвинистской догматики, потому что их церковь была организована на пресвитерианских принципах и обладала этническим своеобразием. В докладе история этих трёх или четырёх течений пуританства в Америке будет прослежена до 1776 г.

Для участия в мероприятии необходима регистрация: https://amerikanskiy-seminar-mae.timepad.ru/event/1318685, чтобы получить ссылку на онлайн-заседание за час до его начала.

Трансляция и видеозапись семинара будут доступны на канале anthrotube: https://www.youtube.com/anthrotube

Наши мероприятия в facebook: https://www.facebook.com/anthroamericas