20 июля 2020 г. состоялось заседание Американского семинара МАЭ, ИЭА и СПбИИ РАН: «Дар «видения». Инициация и ритуальная практика у восточных отоми»

Уважаемые коллеги!

20 июля 2020 г. состоялось заседание Американского семинара МАЭ, ИЭА и СПбИИ РАН. С докладом «Дар «видения». Инициация и ритуальная практика у восточных отоми» (El don de ‘ver’. Iniciación, y praxis ritual entre los otomíes orientales) выступила Лурдес Баес (Lourdes Baez), доктор антропологии, отдел этнографии Национального Музея антропологии, г. Мехико, Мексика.

Для ритуальных специалистов народа отоми из поселения Санта-Ана-Уэутлальпан (которых на языке отоми называют bädi, что в переводе означает «те, кто знает») понятие «видения» относится к когнитивным навыкам, характерным для их профессиональной деятельности. Этот концепт включает в себя способность устанавливать контакты с существами из «другого» мира и поддерживать с ними взаимодействие; «путешествовать» в «другой» мир при помощи психоактивных субстанций или в состоянии транса; вырезать антропоморфные фигуры (идолов) из бумаги; «петь»; и предугадывать возможный источник нарушения душевного равновесия у пациентов с последующим восстановлением телесной гармонии. Упомянуты лишь основные качества, известные остальным членам общества. Т.е., все эти компетенции шамана, заключенные в понятии «видения», происходят из знаний о «другом» мире и взаимодействий с населяющими его сущностями, и применяются для устранения дисбаланса, с которым сталкиваются живущие в мире люди. Эти способности являются прерогативой тех, кто отличается от остального населения обладанием «даром», полученным от божества.

Para los especialistas rituales otomíes de Santa Ana Hueytlalpan,  llamados  ya bädi en otomí,“los que saben”, la noción de “ver” refiere a las capacidades cognitivas privativas de su praxis profesional; ya que esta noción abarca desde la facultad que posee el bädi de establecer comunicación con todas las entidades del mundo “otro” y a la interacción que realiza con éstas; a “viajar” al mundo “otro”, ya sea a través de sustancias psicoactivas o mediante la experiencia onírica; el recortado de las figuras antropomorfas, de los ídolos de papel; a lo que los otomíes definen como “cantar”; a la adivinación del posible origen del desequilibrio de sus pacientes y el posterior restablecimiento de la armonía corporal de éstos, por mencionar las más importantes y las que son visibles al resto de la sociedad. Es decir, todas estas competencias del chamán que están implicadas en la noción de “ver” refieren al conocimiento que posee del mundo “otro”, pero también al modo de interactuar con todas las entidades que ahí habitan, para dar solución a los desequilibrios que afectan a los hombres que se generan por vivir en el mundo. Estas facultades son prerrogativas de un sector que se distingue del resto de la población por haber adquirido un “don”, el de ser bädi, adivino como ellos lo nombran en español, “don” otorgado por la divinidad.