6 августа 2020 г. состоялось заседание Американского семинара МАЭ, ИЭА и СПбИИ РАН: Тибенук и Чухи: Приобретение статуса и коллективное действие в эгалитарной среде

Дорогие коллеги!

6 августа 2020 г. состоялось заседание Американского семинара МАЭ, ИЭА и СПбИИ РАН. С докладом «Тибенук и Чухи: Приобретение статуса и коллективное действие в эгалитарной среде» (Tibenuk and Chuji: Status Attainment and Collective Action in Egalitarian Settings) выступил Ричард Чакон (Richard J. Chacon), профессор Университета Уинтропа, США.

Предлагаемое исследование документально демонстрирует, как в среде, где господствуют эгалитарные ценности, возникает социальное неравенство; как оно в дальнейшем нарастает и способствует коллективному действию. Исследование позволяет проследить, какой стратегии придерживался простой индивид-папуас (западный дани), чтобы добиться статуса «большого человека». Эта работа также документально демонстрирует, каким образом эквадорский ачуар-шивиар использует свой повышенный социальный статус, чтобы уверенно и эффективно координировать действия коллектива в период кризиса. Выводы данного исследования подтверждают «теорию статуса в коллективном действии», сформулированную Уиллером (Willer) в 2009 г., которая констатирует, что закрепление за индивидами высокого статуса мотивирует этих индивидов решать проблемы, возникающие в ходе коллективных действий. Данное исследование позволяет также понять те социальные процессы, что могут приводить к усложнению социальных структур через кросс-культурные механизмы.

This research documents how incipient social inequality in egalitarian settings arises and serves to foster collective action. This investigation outlines the strategy by which a Western Dani individual seeks and obtains big man status. This work also documents how an Amazonian Achuar (Shiwiar) man uses his elevated social status to assertively and effectively coordinate collective action in a time of crisis. The findings of this investigation support the “Status Theory of Collective Action” (Willer 2009) which contends that status allocation motivates individuals to solve collective action problems.
This research offers insight into the social processes that may have fostered the rise of social complexity cross-culturally.