Денис Воробьев

Воробьёв Денис Валерьевич

В 1998 г. окончил Исторический факультет Московского государственного  университета им. М.В. Ломоносова. Согласно диплому присуждена квалификация «Историк. Преподаватель истории со знанием французского языка».

В 1998-2001 гг. – учился а  аспирантуре Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая. В 2002 г принят на работу в этот институт.

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра европейских и американских исследований ИЭА РАН. В 2007 г. защитил диссертацию по теме «Система традиционного  природопользования северных алгонкинов в сравнительном контексте (Америка – Сибирь)» и получил степень кандидата исторических наук.

Постоянный участник индеанистского семинара «Гайавата» имени А.В. Ващенко.

Научные интересы: культура аборигенного населения Северной Америки и Северной Евразии (в особенности востока Канадской Субарктики), этноэкология, природопользование северных алгонкинов.

Полевые исследования: 1997 г. – Республика Башкортостан, Туруханский район Красноярского края, Эвенкийский автономный округ; 1999 г. – Туруханский район Красноярского края; 2002 г. — Мурманская область, Вологодская область, 2004-2005 гг. – Туруханский район Красноярского края; 2009 г., 2013 г., 2014 г. – Эвенкийский район Красноярского края.

Опубликованные работы:

Книги, статьи и рецензии

1) Идея национальной государственности и проблемы этнической дискриминации в Республике Башкортостан. М., 1999. (совместно с Д.В. Грушкиным).

2) Жак Картье. Краткий рассказ о плавании, совершенном к островам Канады, Хошелаге, Сагенею и другим, с описанием нравов, языка и обычаев их жителей. Тверь, 1999. Автор вступительной статьи, комментариев и перевода.

3) The Iroquois (15-18 centuries AD) // Civilizational models of politogenesis. Russian Academy of Sciences. Center for civilizational and regional studies. Moscow, 2000. Р. 157-174. 1 а.л.

4) Рец. на кн. Очерки по культурной антропологии американского города. М.: 1997.// Этнографическое обозрение. 2000. № 3. С. 169-172. 0,3 а.л.

5) Жизнеобеспечение и адаптивная стратегия эвенков в конце ХХ века (север Туруханского района Красноярского края). Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 2001. № 140. 3 а.л.

6) Проблема определения численности индейского населения Северной Америки накануне европейской колонизации (на примере гуронов) // История и семиотика индейских культур Америки. Проблемы индеанистики. М., 2002. С.400-408. 0,6 а.л.

7) Ирокезы ((XV-XVIII вв.) // Цивилизационные модели политогенеза. Серия «Цивилизационное измерение». М., 2002. Т. 1. С. 159-176. 1,1 а.л.

8) К вопросу о степени христианизации индейцев Новой Франции XVII — 1-я пол. XVIII вв.// Индейцы Северной Америки. Материалы. Публикации. Летопись. М., 2003. №1. С. 82-102. 1 а.л.

9) Этнические наименования алгонкинов Лабрадора // Этнографическое обозрение. М., 2003. №2. С.97-109. 1,1 а.л.

10) Карибу или лось? Стратегия природопользования алгонкинов Лабрадора // Социальная антропология Забайкалья. Специальный выпуск №2. Чита, 2003. С. 111-118. 0,3 а.л.

11) Рец. на кн. Anthropology, history, and American Indians: Essays in honor of William Curtis Sturtevant. Smithsonian Contributions to Anthropology, N 44. M.L. Merrill and I. Goddard, editors. Sm. Inst. Press, Washington D.C., 2002. 357 p. // Этнографическое обозрение. М., 2004. №1. С.170-174. 0,5 а.л. (Совместно с Э.Г. Александренковым).

12) Охотники или рыболовы? К вопросу о природопользовании северных алгонкинов в доколониальный период // Этноэкологические исследования. Сборник статей к 80-летию со дня рождения В.И. Козлова. М., 2004. С. 191-213. 1 а.л.

13) Subsistence and Adaptive Strategies Among the Evenki in the Late Twentieth Century In the North Turukhansk District of Krasnoyarsk Territory // Anthropology and Archeology of Eurasia. N.Y., 2004. Vol. 43. NO. 1. P. 8-45.

14)Туруханские эвенки: возврат к традиционному хозяйству или альтернативные формы выживания в современных экономических условиях // Siberian Studies. Paichai University Korean-Siberian Center, 2005. Vol. 8. P. 119-138. 0,7 а.л.

15) Лидерство в конфликте: Военные походы ирокезов на алгонкинов Лабрадора в XVII веке // Власть в аборигенной Америке. Проблемы индеанистики. М., 2006. С. 439-481. 2,1 а.л.

16) Современное оленеводство эвенков Советской Речки // Расы и народы. М., 2007. Вып. 33. С. 164-187. 1,2 а.л.

17) Первый контакт глазами аборигенов – отражение адаптации в меняющемся мире // Индейская Америка. История, культура, искусство, литература. Исследования и публикации. М., 2009. № II. C. 120-126. 0,7 а.л.

18) «Первый контакт» глазами аборигенов Канадской Субарктики – типачимуна и атанукана // Этнографическое обозрение. М., 2010. № 3. С. 92-106. 1,5 а.л.

19) Промисел тюленя в життезабезпеченнi алгонкiнiв Лабрадору: приморський компонент тайговоï культури // Народна творчiсть та етнографiя. 2010. №2. С. 74-81. 1,1 а.л. (на украинском языке)

20) Рец. на Акимов Ю.Г. Северная Америка и Сибирь в конце XVI – середине XVIII в. Очерк сравнительной истории колонизаций. – СПБ.: Изд-во С-Пб Ун-та, 2010. 372 с. // Этнографическое обозрение. М., 2011. №2. С.173-176. 0,3 а.л.

21) Фрагменты «Реляций иезуитов» // Индейская Америка. История, культура, искусство, литература. Исследования и публикации. М., 2011. № 3. С. 7-24. 1,5 а.л.

22) «Диковка» в Чиринде – промысел дикого северного оленя в XXI столетии // «Не любопытства ради, а познания для…». К 75-летию Юрия Борисовича Симченко. М., 2011. С. 314-339. 1,3 а.л.

23) Типачимун/улгур и атанукан/нимнгакан как категории фольклорных текстов // От конгресса к конгрессу. Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. Сборник докладов. М., 2011. Т. 2. С. 157-170. 0,9 а.л.

24) Разыграть непосвященного (размышления о розыгрыше в смеховой культуре народов Севера) // Полевые исследования Института этнологии и антропологии. 2007-2008. М., 2011. С. 222-234. 0,6 а.л.

25) Дикий северный олень в современных представлениях охотников Российского и Канадского Севера // Человек и Север: археология, антропология, экология. Материалы Всероссийской конференции. Тюмень: 26-30 марта 2012. Вып. 2. С. 226-228. 0,3 а.л.

26) Путешествия миссионеров-иезуитов Жана де Кэна, Габриэля Друйета и Клода Даблона, Шарля Албанеля на север от реки Святого Лаврентия // Источники по этнической истории аборигенного населения Америки. М., 2012. С. 151-251. 6 а.л.

27) Современные верования охотников на дикого северного оленя (на примере эвенков Чиринды) // Этнографическое обозрение. М., 2013. №2. С. 37-52. 1,3 а.л.

28) Фрагменты «Реляций иезуитов» (Продолжение) // Индейская Америка. История, культура, искусство, литература. Исследования и публикации. М., 2013. № 4. С. 7-19. 0,7 а.л.

29) Contemporary Beliefs of Northern Wild Deer Hunters. (The Case of the Chirinda Evenki) // // Anthropology and Archeology of Eurasia. N.Y., Winter 2013-2014. Vol. 52. No. 03. P. 34-58.

30) Дикий северный олень в верованиях эвенков и инну (Соотношение общего и особенного) // Сибирский сборник – 4. Грани социального: Антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры. (Памяти российского этнографа-тунгусоведа Надежды Всеволодовны Ермоловой). СПб: МАЭ РАН, 2014, С. 702-712. 0,5 а.л.

31) Рец. на: N.-M. Dawson. Fourrures et forêts métissèrent les Montagnais. Regard sur les sang-mêlés au Royaume du Saguenay. Québec.: 2011 // Этнографическое обозрение. М., 2015. №2.  С. 199-202. 0,3 а.л.

32) Экофобное в культуре охотников на дикого северного оленя // Экологическая история Сибирского Севера: перспективные направления исследований. Материалы всероссийского научного семинара 15-16 октября 2015 г. Сургут. Сургут: РИО СурГПУ, 2015. С. 64-73. 0,6 а.л.

33) Рец. на: Clément Daniel. Le bestiaire innu. Les quadrupèdes. Collection «Mondes Autochtones» – Québec.: Presse de l’Université Laval, 2012. 530 p. // Этнографическое обозрение. М., 2015. №6. С. 173-176. 0,3 а.л.

34) Снегоход и олень в освоении таежного пространства // Экология древних и традиционных обществ. Материалы V Международной научной конференции, г. Тюмень, 7-11 ноября 2016 г. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2016. Вып. 5, Часть 2. С. 208-212. 0,4 а.л.

35) «Белое мученичество» миссионеров Сагенея или отсутствие адаптации к таежной жизни? // Источники и историография по антропологии народов Америки. М., 2017. С. 147-158. 1 а.л.

36) Снегоход и олень: освоение пространства в свете локальности и магистральности культуры // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. Сургут, 2017. №6 (51). С. 61-67. 0,6 а.л.

37) Prólogo / Rubio C.J. Siberia: Desqubrimiento, conquista y colonization. Ediciones Euante, 2017. P. 13-17.

Тезисы:

1) Жизнь загоняет в чумы // Бюллетень от Нанука. Пермь, июнь 2000. Вып. 4. С. 2-3.

2) Political Organization of the Iroquois as a Path Stateless Development of Society // Hierarchy and Power in the History of Civilizations. International Conference. Abstracts. Moscow, June 15-18, 2000. Р.49-50.

3) Характер природопользования северных алгонкинов в доколониальный период // IV Конгресс этнографов и антропологов России. Нальчик, 2001. С. 198.

4) Les tendances nonhiérarchiques du développment sociale des Algonquins du Labrador // Вторая международная конференция «Иерархия и власть в истории цивилизаций». Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 4-7 июля, 2002. Second International Conference «Hierarchy and Power in the History of Civilizations». Abstracts. St.-Petersburg, July 4-7, 2002. М., 2002. Т. 4

5) Tekouerimat and Change of the Power System among the Montagnais of Tadoussac in the XVII Century // Тезисы докладов. Москва, 18-21 июня, 2004. Third International Conference «Hierarchy and Power in the History of Civilizations». Abstracts. Moscow, June 18-21, 2004. М., 2004. Р. 109-110.

6) Смех как выражение принадлежности к культуре // VI Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы. СПб., 2005. С. 86

7) Адаптация охотников Канадской и охотников-оленеводов Сибирской Субарктики: сходства и различия // VII Конгресс этнографов и антропологов России. Саранск. 9-14 июля 2007 г. Саранск, 2007. С. 331.

8) Карибу/дикий олень и повседневные разговоры в охотничьих сообществах // IX Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. С. 64.

9) Современный промысел дикого северного оленя эвенками Чиринды. В память о работах Ю.Б. Симченко // IX Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. С. 257.

10) Экофобное и экофильное в культуре охотников на дикого северного оленя // XI Конгресс антропологов и этнологов России. Сборник материалов. Екатеринбург, 2-5 июля 2015 г. Москва-Екатеринбург: ИЭА РАН, ИИиА УрО РАН, 2015. С. 170.

11) «Белое мученичество» миссионеров Сагенея или отсутствие адаптации к таежной жизни // Источники и историография по антропологии народов Америки. Тезисы докладов и материалы симпозиума. М.: ИЭА РАН, МГУ, РГГУ, 2015. С. 42.

12) “White Martyrdom” of the Missionaries of Saguenay, or the Lack of Adaptation to the Taiga Life // Anthropology of the Peoples of America: Sources and Historiography. Abstracts and Materials from the Symposium. M.: IEA RAS, MSU, RSUH, 2015. P. 43.

13) Об одной дискуссии между квебекскими антропологами и историками (атикамек и монтанье) // XII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Ижевск, 3-6 июля 2017 г. / Отв. ред.: А.Е. Загребин, М.Ю. Мартынова. – Москва; Ижевск: ИЭА РАН, УИИЯЛ УрО РАН,  2017.  С. 57.