Эдуард Александренков

Александренков Эдуард Григорьевич

Дата рождения: 4 июля 1937 г.

Ученая степень, должность: доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИЭА РАН

Область научных интересов: древности и этнография Америки

Основной регион исследований: земли Карибского бассейна

Список публикаций (важнейшие научные работы):

— История изучения кубинскими учеными коренного населения Кубы // Советская Этнография, 1968, № 5, с. 153-160.

— Этнические группы индейцев Больших Антильских и Багамских островов на рубеже XV-XVI вв. // СЭ, 1971, № 3. с. 103-112.

— Рец. На: D. Lowenthal. West Indian societies. London, New York, 1972 // Расы и народы, № 4, 1974, с. 280-282.

— Этнография в Республике Куба (очерк истории) // Этнография в странах социализма. Москва:Наука, 1975, с. 240-261.

— Индейцы Антильских островов до европейского завоевания. Наука. М., 1976, 231 с.

— Диффузионизм в зарубежной западной этнографии // Концепции зарубежной этнологии. М, 1976, с.26-67.

— Общество индейцев Гаити конца XV в. // СЭ, 1976, № 6, с. 47-59.

— Индейцы Венесуэлы (этническое меньшинство в развивающейся стране) // Расы и Народы, т. 7, М., 1977, с. 193-206.

— Этнические аспекты формирования и развития кубинской нации // Расы и Народы, т. 8, М.: Наука, 1978, с. 130-152.

— Древнее население острова // Очерки истории Кубы. М., 1978, с. 11-17.

— La sociedad de los indios de Haití a fines del siglo XV // Las antiguas civilizaciones de América. Red. Ciencias SocialesContemporáneas. M., 1978.

— Фернандо Ортис – кубинский этнограф // Этнография за рубежом. Историографические очерки. М., 1979,с.70-88.

— Этнография стран Латинской Америки в работах советских этнографов // Советская латиноамериканистика после победы кубинской революции. М.: ИЛА, 1981, с.159-181.

— Археология острова // Декоративное Искусство СССР, 1982, № 6, с. 44-46

— Население Антил в доколониальную эпоху // Этнические процессы в странах Карибского моря. М.: Наука, 1982, с. 25-37.

— Симпозиум по проблемам индеанистики // СЭ, 1983, № 3, с. 149-151.

— Индейцы Кубы (проблемы и возможности изучения) // Кубинская этнография. Статьи и материалы. М., 1983, с. 18-34.

— Рец. на: C.E.Deive. Vodú y magia en Santo Domingo. SD,1979 // Религии мира. М., 1983, с. 244-246.

— Los indios de Venezuela: minoria étnica // Venezuela: Desde Bolivar hasta nuetros días. M.,1983, p. 145-161.

— Очерк истории этнографии в Венесуэле // Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983, с.98-125.

— Los pueblos autóctonos de America Latina. Pasado y presente. Moscú: Ciencias Sociales Contemporaneas, 1984, 3 ts. (редактор-составитель)

— Introducción: Estudios indigenistas en la URSS // Los pueblos autóctonos de América Latina. Pasado y presente. Moscú: CienciasSociales Contemporaneas, 1984, t. 1, p. 5-21.

— La población de las Antillas en la época precolonial // Los pueblos autóctonos de América Latina. Pasado y presente. Moscú: Ciencias Sociales Contemporaneas, 1984, t. 1, p. 180-199.

— Symposio “Los pueblos autóctonos de América Latina:pasado y presente” // Los pueblos autoctonos de América Latina. Pasado y presente. Moscú: Ciencias Sociales Contemporaneas, 1984, t. III, p. 6-11.

— Taino, macorí, guatiao // Los pueblos autóctonos de AméricaLatina. Pasado y presente. Moscú: Ciencias Sociales Contemporaneas, 1984, t.III, p. 78-91.

— Bibliografía // Los pueblos autóctonos de AméricaLatina. Pasado y presente. Moscú: Ciencias Sociales Contemporaneas, 1984, t. III, p. 152-178.

— «Таино»,«макори», «гуатиао» — три формы этнической ориентации индейцев Антильских островов // Исторические судьбы американских индейцев. М.: Наука, 1985, с. 107-115.

— Le diffusionisme dans l’ethnographie occidentale // Ethnologie occidentale : Essais critiques sur l’ideologie. M., Progress, 1985, p. 207-244.

— Aborigenes de Cuba. Problemas y posibilidades de estudio // Revista Española de Antropologia Americana, 1985, t. XV, p. 59-75.

— Куба // Африканцы в странах Америки. Негритянский компонент в формировании наций Западного полушария. М., 1987, с. 151-170. / перевод на испанский: Cuba // Los africanos en el Nuevo Mundo. Moscú,1991, p. 239-278.

— Прикладная этнография // Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988, с. 65-67.

— Ареалы собирателей-рыболовов-охотников и земледельцев на Антилах в доколониальную эпоху // Экология Американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанистики. М.,1988, с. 180-195

— Формирование этнического состава сельского населения // Этнография кубинской провинции Матансас. М.: Наука, 1988, с. 45-58.

— Рабы сахарного завода середины XIX в. // Этнография кубинской провинции Матансас. М.: Наука,1988, с. 59-66 (в соавторстве с Э. Тирадо Тойрак).

— Заключение: Пространственные различия в материальной культуре сельского населения Кубы // Этнография кубинской провинции Матансас. М., 1988, с. 188-207.

— Исследовать не только сложившиеся этносы, но и формирующиеся // Расы и Народы 18. М.: Наука, 1988, с.22-23.

— Ethnography in Latin America: from the individual contemplation to social involvement // Foreign ethnology through the eyes of soviet experts. M., 1989, p. 71-102.

— El casabe // Anuario de Etnología 1988. La Habana, 1989, p.36-49, в соавторстве с А. Фольгадо.

— Описание Антильских аборигенов у королевского хрониста Г. Фернандеса Овьедо // Проблемы археологии и древней истории стран Латинской Америки. М.: Наука, 1990, с.137-154.

— Королевский хронист Овьедо и аборигены Америки // 500-летие открытия Нового Света.Исторические судьбы Латинской Америки. М., 1992, с. 26-39.

— От чего танцевать в кубинском боиo? // Латинская Америка, 1992, № 12, с. 46-52.

— Контакт культур или первоначальное накопление капитала? // Америка после Колумба: взаимодействие двух миров. М, 1992, с. 113-125.

— Маниока икасабе // Этнографическое обозрение, 1993, № 5, с. 43-55 (в соавторстве с А. Фольгадо).

— Америка: этнокультурные регионы, народы и этнические процессы // Этнология. М., 1994, с.195-232 (в соавторстве с В.В. Пименовым).

— Рец. на: K. Good with D. Chanov. Into the heart. One man’s pursuit of love and knowledge among the Yanomama. L., 1991 //ЭО, 1995, № 2, с. 168-170.

— «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // ЭО, 1996, N 3, с. 13-22.

— Пути золотых «орлов» (древние связи обитателей земель Карибского бассейна) // Американские индейцы: Новые факты и интерпретации. М., 1996.

— Гавана XVI –первой половины XIX в.: Этническое самосознание в колониальном городе // Очерки по культурной антропологии американского города. М.: Наука, 1997, с. 168-204.

— Стать кубинцем: проблемы формирования этнического самосознания (XVI-XIX вв.). М.,1998, 278 с.

— Опыт преподавания этнографии Америки // ЭО, 1999, № 1, c. 137-144.

— V Всероссийский симпозиум по проблемам индеанистики // ЭО, 1999, № 5, с. 163-165.

— Присвоение элементов культуры (на примере колониальной Кубы) // Население Нового Света: проблемы формирования и социокультурного развития. М., 1999, с. 143-164. (http://mesoamerica.narod.ru/Nonmeso/new_world_people4.html).

— Рец. на: Third wave of modernization in Latin America. Cultural perspectives on neoliberalism. Ed. L. Phillips, 1998 // ЭО, 2000, № 1, с. 167-168.

— Рец. на: M. Rosendahl. Inside the Revolution: Everyday life in socialist Cuba. Ithaca and London, 1997 // ЭО, 2001, № 2,с. 178-180.

— Рец. на: История Русской Америки, 1732-1867, т. 1-3. М., 1997-1999 // ЭО, 2001, № 6, с. 125-130.

— Каменные ошейники и жертвоприношения: О возможных связях населения Антил и Мезоамерики в древности // История и семиотика индейских культур Америки. М., 2002, с.259-276.

— «Orinoco Ilustrado» миссионера Гумильи как этнографический источник // ЭО, 2002, № 6, с.17-28

— Рец.: R.L.López Valdés. Africanos de Cuba. San Juan de Puerto Rico. 2002 // Этнографическое обозрение, 2003, № 3, с. 166-167.

— Скала и пещера в мировоззрении аборигенов Антильских островов // Древние цивилизации Старого и Нового Света: культурное своеобразие и диалог интерпретаций. РГГУ, М., 2003,с.14-25.

— Способы и средства передвижения человека и грузов // Традиционная материальная культурасельского населения Кубы. М., 2003, с. 154-201 (в соавторстве с А. Диасом).

— Орудия земледелия // Традиционная материальная культура сельского населения Кубы. М.,2003, с. 202-261 (в соавторстве с Э. Тирадо Тойрак).

— Заключение:динамика культуры в свете кубинских материалов // Традиционная материальная культура сельского населения Кубы. М., 2003, с. 372-380.

— Теория в российской этнографии, что это такое? // ЭО, 2004, № 3, с. 7-22; № 4, с.3-10.

— Почему я не теоретик // ЭО, 2004, № 4, с. 20-22.

— Рец. на:Menjivar C. Fragmented ties: Salvadorian immigrant networks in America. UCP, Berkeley et al., 2000 // ЭО, 2005, № 4, с. 161-164.

— (Ответы на вопросы) // Антропологический форум. Специальный выпуск. VI Конгресс этнографови антропологов России. СПб., 2005, с. 11-14.

— Рец. на С. А.Арутюнов, С.И. Рыжакова. Культурная антропология. М, 2004 // ЭО, 2005, № 5, с.128-133.

— Poniéndose cubano: Problemas de formación de la identidad étnica (siglos XVI-XIX) (traducción del autor). Moscú, 2005.  (http://old.iea.ras.ru/books/aleksandrenkov/aleksandrenkov.html; http://www.cubaarqueologica.org/document/aleksandrenkov.pdf).

— Старые и новые проблемы этнографии Латинской Америки // ЭО, 2006, № 4, с. 163-178.

— Индихенизм вЛатинской Америке (политика и наука о коренных обитателях) // Исследования поприкладной и неотложной этнологии, № 188. М., 2006, 26 с.

— Возможности этнографического изучения властных отношений у аборигенов Антильских островов // Власть в аборигенной Америке. М., 2006, с. 308-328.

— Аборигены Колумбии и государство // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 197. М., 2007, 18 с.

— Миссионер и аборигены в перуанской Амазонии: J. P. Aza. Estudio sobre lalengua machiguenga, 2005 и С. Junquera Rubio. Fray José Pío Aza. Misionero, geográfo, filologo, historiador, etnólogo y antropólogo en el Amazonas, 2005 // Латинская Америка, 2007, № 12, с. 95-103.

— Народы и культуры Латинской Америки и Вест-Индии // Основы этнологии. Учебное пособие.М.: Изд-во МГУ, 2007, с. 356-376. В соавторстве с В.В. Пименовым.

— Ром и пиво в жизни гаванца в 1960-1990-е гг. // Хмельное и иное. Напитки народов мира. М.,2008, с. 440-461.

 — Сорок лет удивительной книге («Амазонский космос» Райхеля-Долматофф) // ЭО, 2008, № 6, с. 174-181.

— Сорок лет удивительной книге («Амазонский космос» Райхеля-Долматофф) // Этнографическое обозрение Online. Ноябрь 2008. С. 1-22 (http://journal.iea.ras.ru/online)

— Кому служить? Этнограф на российском распутье // Антропология академической жизни:Адаптационные процессы и адаптивные стратегии. М., 2008, с. 53-67.

— Что интересовало российских этнографов в Латинской Америке? // ЭО, 2009, № 4, с.85-101.

— Письменные источники об аборигенах Больших Антильских островов конца XV – XVI веков и археология // Кафедре этнологии Исторического факультета МГУ – 70 лет. Сборник научных статей. М., 2010, с. 5-26

— Латинская Америка в исследованиях российских этнографов последних тридцати лет // Народна творчiсть та етнографiя, 2010, № 2, с. 21-25.

— Зачем мы изучаем этнографию других стран и народов? // Антропология академической жизни. Междисциплинарные исследования. Том II. М., 2010, с. 118-133.

— Reseña del libro El Caribe precolombino. Fray Ramón Pané y el universo taíno // Cuba Arqueológica. Año III, num. 2, 2010, p. 111-114 (http://cubaarqueologica.org/document/ra3n2.pdf).

— Рец.: El Caribe precolombino. Fray Ramón Pané y el universo taíno. [Barcelona], 2008 // Этнографическое обозрение, 2011, № 2, с. 170-173.

— Латинская Америка и цивилизационный подход. По поводу издания Латиноамериканская цивилизационная общность в глобализирующемся мире (по материалам конференции), т. 1-2. Отв. редакторы Е.Б. Рашковский, В.Г. Хорос. М., ИМЭИО РАН, 2007 // Этнографическое обозрение, 2011, № 3, с. 169-182.

— 30 лет начала работ над «Этнографическим атласом Кубы» // ЭО-ONLINE, 2010 г., № 2, с. 1-3.

— Испанские сведения об аборигенах Америки конца XV-XVI в. // Источники по этнической истории аборигенного населения Америки М., 2012, с. 6-57.

— Перевод и комментарии «Сообщения брата Рамона Панэ, о древностях индейцев…» // Источники по этнической истории аборигенного населения Америки М., 2012, с. 58-97.

— Обитатели Антильских островов в бортовом журнале первого плавания Колумба // Проблемно-тематическое пространство и теоретические границы современной этнологии. К юбилею доктора исторических наук, профессора Геннадия Евгеньевича Маркова. Сборник научных статей. Труды исторического факультета МГУ 62. Серия II. Исторические исследования 25. М., 2013, с. 95-114.

— Первое европейское изложение верований аборигенов Америки («Сообщение» Рамона Панэ) // ЭО, 2014, № 1, с. 149-163.

— Миссионер Рамон Панэ — пересказчик или творец индейского мифа? // Феномен творческойличности в культуре. Фатющенковские чтения. Материалы VI международной конференции. М.: МГУ, 2014. С. 28-35.

— Evidencias escritas sobre aborígenes de las Antillas Mayores del tiempo del “contacto” // Cuba Arqueológica. Año VII, núm. 2, 2014, p. 5-18.

— Некоторые аспекты мировоззрения аборигенов Гаити к приходу европейцев // Вестник антропологии, № 4 (32), 2015, с. 55-71.

-– Первое комплексное сравнение народов Нового Света с народами Старого («Апологетическаяистория» Бартоломе де Лас Касаса) // Больше чем этнограф. Сборник научныхстатей, посвященных памяти профессора В.В. Пименова. Труды Историческогофакультета МГУ. 72. Серия II. Исторические исследования 32. Издательство Московского университета. М., 2015, с. 166-180.

— Кризис семьи аборигенов Больших Антильских островов (конец XV – первая треть XVI вв.) // Материнство и отцовство сквозь призму времени и культур. Материалы IXмеждународной научной конференции. Том 2. Смоленск-Москва. Издательство СмолГУ, 2016, с. 169-171.

— Исследования российских этнологов, антропологов и археологов на Кубе (1960-1990-е годы) // II Conferencia Científica Internacional Invitación al Mundo Ruso: Lecturas Сientíficas 2016. Materiales de la conferencia (Ciego de Ávila, 24 denoviembre de 2016). Ciego de Ávila, 2016, p. 270-278 (совместно с Т.А. Сюткиной) электронное издание.

— Nitaíno/taíno Антильских островов: от обозначения социального ранга до названия народа // Мир индейцев (http://www.indiansworld.org/Articles/nitainotaino-antilskih-ostrovov-ot-oboznacheniya-socialnogo-ranga-do-nazvaniya-naroda.html, 12 декабря 2016)

— Аборигены Эспаньолы в отчете о разделение 1514-1515 гг. // ЭО, 2017, № 2, с.81-92.

— Коренные обитатели Венесуэлы к концу 1980-х годов, 2,6 а.л. // сайт «Мир индейцев» (http://www.indiansworld.org/korennye-obitateli-venesuely-k-koncu-1980-h-godov.html).


— Работы на Кубе в 1980—1990-е годы по составлению этнографического атласа: достижения и недостатки // Источники и историография по антропологии народов Америки / Отв.ред. М.Ю. Мартынова, Е.С. Питерская, Д.В. Воробьев. М., 2017, с. 337-343.

— Аборигены Больших Антильских островов в колониальном обществе. Конец XV – середина XVI века. Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2017 (http://www.iea-ras.ru/index.php?go=Files&in=view&id=356).

— перевод статьи: А. Медина Эрнандес. Антропология и индихенистская политика в Мексике ХХв.: диалог и конфронтация // Этнографическое обозрение, 2018, № 3, с. 80-97.

— Европейские этнические названия и классификации в Латинской Америке XVI — сер. XIX вв. // Вестник антропологии, 2018, № 3, с. 53-65.

— «Декады» Педро Мартира: четверть века созерцания аборигенов Америки // https://www.indiansworld.org/dekady-pedro-martira-chetvert-veka-sozercaniya-aborigenov-ameriki.html, 2,5 а. л.

-Антропологическая американистика в Испании: обзор журнала «Revista Española de Etnología Americana» // Современная европейская культурная антропология и этнология. Историографические очерки. Москва. ИЭА РАН, 2018, с. 103-117.

— Аборигены Больших Антильских островов в колониальном обществе. Конец XV – середина XVI века. Москва. 2-е изд. ИЭА РАН, 2018, 354 с.